о визуализации данных и жизни

Позднее Ctrl + ↑

Окно в четвёртое измерение

Пространственное воображение — крутая штука, его полезно развивать и детям, и взрослым. Когда с двух- и трёхмерными объектами всё понятно, приходит пора штурмовать четвёртое измерение.

На Википедии четырёхмерные объекты вращаются в заданном направлении, и вместо того, чтобы осознать идею 4-куба, мозг запоминает мультик. Проекции на двумерную плоскость поражают разнообразием, но составить по ним целостное впечатление ещё сложнее.



Выйти за рамки привычной трёхмерной реальности поможет приложение 4th Dimension, в котором четырёхмерный куб можно в буквальном смысле «пощупать». Авторы приложения начинают с нуль-мерного пространства и постепенно, с шутками-прибаутками, подводят зрителя к идее четырёх измерений.



Четырёхмерный куб дают повращать в 4D и объясняют, как это работает.



Но самое крутое — это стереокартинки, которые, если их рассматривать по инструкции, добавляют трёхмерным объектам глубину и по-настоящему «взрывают мозг» :-)



Недостаток приложения в его повествовательной структуре: каждый раз, чтобы покрутить куб, приходится прощёлкивать все предыдущие экраны. Круто было бы иметь быстрый доступ к кубику, а заодно и к пентатопу (это четырёхмерный аналог тетраэдра), 3-сфере и другим объектам.

Monisto: 4/3

Пишет Роман Сидоренко, создатель приложения:

Недавно мы разместили в апп-сторе приложение для ведения семейного бюджета Monisto. Мы сделали его максимально простым, не перегружая пользователя ненужными и громоздкими функциями. Вместе с тем, постарались сделать его симпатичным и удобным, с запоминающимся интерфейсом. Писали, что называется, для себя, то, чего самим не хватало, а в аналогичных приложениях не нашли или не подошло. Хотели бы предоставить вам на суд нашу программку.

Я очень люблю статистику, особенно, когда она касается меня лично, поэтому мне нравятся форсквер, Eatery, Run Keeper и другие трекеры. Но идея вручную записывать расходы мне не по душе: запоминать траты, собирать чеки, лезть за айфоном после каждой покупки — и всё ради того, чтобы в конце месяца посмотреть на графики, хм... Такая мотивация для большинства людей не оправдывает потраченных на сбор информации усилий, и они рано или поздно забрасывают эту затею. При этом уже сейчас многие банки собирают и обрабатывают информацию с расчётных карт и в конце месяца показывают статистику расходов, а сервисы типа «Минт.ком» делают то же самое для всех ваших карт из разных банков. Они не требуют никаких действий со стороны пользователя и удовлетворяют его любопытство, поэтому со временем неизбежно отберут львиную долю аудитории у ручных трекеров.

Но, предположим, вы всё же задались целью отслеживать доходы и расходы, хотя бы в течение ближайшего месяца, и выбрали для этих целей Monisto.

Первое, что бросается в глаза — ваш «запоминающийся интерфейс», другими словами, отсутствие стандартных элементов: нажимающихся кнопок, выпадающих списков, заголовков и табов. То, что вы не используете существующие привычки, навредит в первую очередь вам: люди не заинтересованы разбираться в незнакомых метафорах, им проще удалить ваше приложение и найти более понятное.

Первый экран не содержит полезной информации, но пользователь вынужден «спотыкаться» о него каждый раз при переходе из бюджета к отчётам и обратно. Таб-бар с двумя кнопками «Бюджет» и «Отчёты» решает ту же задачу более традиционным для айфона способом и экономит клики. Кнопка «Назад» расположенная в правом угла сбивает с толку. Она уводит пользователей налево, а значит по логике вещей должна находится в левом углу — именно там пользователи будут её искать. Кроме того, поставив два активных элемента на небольшое пространство в правый угол, вы увеличиваете вероятность ошибочных попаданий.

Чекин на форсквере занимает от 5 до 10 секунд, расход в вашем приложении я добавляла примерно 20 секунд. Это слишком много для операции, которую пользователи совершают несколько раз в день. Необходимость проваливаться в отдельный интерфейс при заполнении каждого поля отнимает много времени и нервов. Посмотрите, как аналогичная функциональность реализована в стандартных айфоновских напоминаниях: тудушка добавляется прямо на главном экране, но при желании пользователь уточняет параметры, проваливаясь глубже.

На мой взгляд, идеальный интерфейс в вашем случае— это строка с простым переключателем «доход-расход» и одним текстовым полем для ввода суммы и комментария. Приложение само должно отличить «50000 зп» от «345 кафе» и записать трату в соответствующую категорию. Дата по умолчанию проставляется сегодняшняя, с возможностью её поменять — этого недостаёт и в текущей версии.

С отчётами тоже беда. Графики выглядят неаккуратно из-за грязных цветов, ненужных теней и объёма, а, главное, вы забыли подписать значения на вертикальной оси, ради которых затеяли весь сыр-бор. Переключение между «Балансом» и «Доходом» происходит неочевидным образом. Никакой статистики по категориям вы не показываете, то есть часть пользовательских данных остаётся лежать «мёртвым грузом».

Итого: идея простого трекера расходов хорошая, но недальновидная; реализация на слабую «троечку».

Про важность пользовательских привычек, работу с гайдлайнами и разумную катомизацию мы будем говорить на курсе «Интерфейсы для айфона» 9, 10 и 12 августа. Приходите улучшать своё приложение :-)

Как мы делали «Веб-наблюдатель». Чеклист

«Веб-наблюдатель» помогал официальным наблюдателям и простым избирателям следить за процедурой голосования на выборах Президента РФ. Приложение разработано командой независимых экспертов под руководством Ильи Сегаловича (Яндекс) и Алексея Поимцева (Progress Engine) в феврале этого года. Я отвечала за дизайн интерфейсов, нарисовала сайт, придумала логотип и способ отображения собранной информации.

Обстоятельства проекта были довольно необычными: мы начали работать над приложением и сайтом в конце января, при этом дедлайн — 4 марта — был окончательным и бесповоротным. Я жила в Таиланде и работала удалённо, остальные ребята находились в Москве. Но всё получилось: 6197 наблюдателей из Москвы, Питера, Башкортостана, Краснодарского края, Саратовской, Свердловской, Ростовской и других областей зарегистрировали с помощью приложения 11709 нарушений.

Человеку, далёкому от политики, сложно разобраться во всех тонкостях процедуры голосования, поэтому для наблюдателей организуют обучение, выпускают справочники и пособия. Идея «Веб-наблюдателя» состоит в том, чтобы предоставить пользователям список возможных нарушений и способ мгновенно сообщить о замеченной проблеме, приложив фото или видео с места событий. Удобный и хорошо структурированный чеклист поможет даже неподготовленному наблюдателю проверить соблюдение правил, а дополнительная справочная информация пригодится в случае возникновения спора или конфликтой ситуации.

Ко мне список потенциальных нарушений попала в таком виде:
3.2 (Опечатывание стационарных и переносных урн/ящиков)
Видели ли вы лично пустые урны и то, как они при вас опечатывались?
Да: ОК
Нет:
Возможное_Нарушение_2(«НАБЛЮДАТЕЛЬ НЕ ВИДЕЛ ПУСТЫХ УРН ИЛИ НЕ ВИДЕЛ КАК ОНИ ОПЕЧАТЫВАЛИСЬ»)
{
= вы пришли поздно, или вы не пожелали это засвидетельствовать, и претензий вы не имеете
= вам не дали осмотреть пустые урны или не дали быть при их опечатывании и вы будете (или нет) подавать жалобу
= вы увидели в урнах бюллетени, и вы будете (или не будете) подавать жалобу
}
Пунктов было около сорока. Для простого приложения тексты оказались слишком сложными, поэтому в первую очередь я разобралась с формулировками. Вот что получилось:
Урны
предъявлены пустые ящики (да—…—нет)
урны опечатали при вас (да—…—нет)
(Фото пустых ящиков)
(Видео опечатывания)
Вариант ответа (…) подразумевает, что пользователь не располагает информацией по этому вопросу — это состояние во всех пунктах чеклиста было выставлено по умолчанию. Таким образом, мы не только сократили текст, но и избавились от второго уровня ветвления «возможно нарушение».

После недолгих экпериментов дизайнер Антон Бондарев нарисовал трёхпозиционный тумблер:



Первая версия чеклиста выглядела так:



В следующих статьях я расскажу про поиски фирменного стиля, оформление результатов и битву за главный экран.

Брэйнвошинг «Интерфейсы для айфона»

9, 10 и 12 августа в помещении Учебного центра Артёма Горбунова на «Флаконе» мы с Антоном Ловичковым и Юрой Подорожным проводим курс «Интерфейсы для айфона».

За четыре дня (включая один день самостоятельной работы) участники проработают по одному приложению от идеи до детального дизайна. Можно улучшить существующее приложение, разобрав и собрав его «по косточкам», или создать новое, которое давно крутится в голове, но до сих пор в статусе идеи из-за нехватки знаний или времени.

Спешите промыть мозг и перевести знания об интерфейсах на «мобильные рельсы»: http://brainwashing.pro/interfaces-for-iphone

Читателям блога — скидка! При записи укажите в комментарии: «Из апп-блога».

Download Meter: 5/2

Пишет Владислав Харчев:

Будет здорово, если вы найдёте время посмотреть на нашу программу — считалку трафика для айфона «Download Meter».

Ваше приложение пришлось очень кстати. Я сейчас отдыхаю в Черногории, и мой ти-мобайловский тариф включает 1 Гб интернета — не так много, если учесть, что я использую его на айфоне, айпаде и рабочем ноутбуке. Но каждый раз, запуская ваше безусловно полезное приложение, я страдаю. И вот почему.

Для начала давайте посмотрим на популярные сервисы, смысл которых сводится к отображению простой информации. Пользователи любят их за то, что в них нет ничего лишнего.

Download Meter выглядит, как инструмент для профессионального учёта траффика на мобильном. Вы хотите стать профессионалом в учёте траффика? Я — нет. От приложения мне нужны всего два числа: «X из Y Мб 3G-траффика потрачено»; сейчас на главном экране Download Meter их 19.

В интерфейсе 3G- и вай-файный счётчики равнозначны и работают одинаково, хотя на практике их использование отличается и частотой, и сценариями. Ограничения на вай-фай встречаются редко, поэтому по умолчанию я бы вообще не показывала это блок. Чтобы не усложнять структуру приложения табами, можно проваливаться в детали и историю по разным видам траффика из соответвующих блоков на главном экране. Будет здорово, если при смене оператора приложение само предложит задать новые параметры 3G-счётчика, а старый запомнит и восстановит при возвращении в домашнюю сеть — это сценарий для отпуска.

Руководство по использованию приложения — это отдельная история. При первом запуске пользователя встречает многостраничный тур. Кроме того, на таб-баре есть пункт «Справка» с плохо структурированной длиннющей инструкцией.

Приведу цитату из эппловских гайдлайнов (Human Inteface Guidelines):

Onscreen User Help Is Minimal
Mobile users have niether the time nor the desire to read through a lot of help content before they can benefit from an application. <...> iOS-based device and their build-in application are intuitive and easy to use, so people don’t need onscreen help content to tell them how to use the device or the apps. This experience leads people to expect all iOS apps to be similary easy to use.

Проще говоря, приложение, которому необходима инструкция, — плохое приложение. Сложность интерфейса требует справочной информации, которая ещё сильнее загружает интерфейс.

Итого: отличная идея, но очень-очень плохой дизайн. Как, впрочем, и у большинства конкурентов. Думаю, что шаг в сторону упрощения станет весомым конкурентным преимуществом. Удачи!

Ранее Ctrl + ↓