Таиланд головного мозга
Когда профессиональный рост для дизайнера перестаёт быть смыслом жизни, другие дизайнеры немедленно диагностируют смертельный недуг — «Таиланд головного мозга».
Для начала несчастный замечает, что слишком много энергии тратит на несущественные вещи: пробки, нервные толпы в метро, холод и темень за окном, неоправданно дорогое жильё, продукты, развлечения. Ему хочется расти профессионально, делать сложное простым, менять мир к лучшему, а вместо этого он становится специалистом по исполнению чужих поручений, выживанию в мегаполисе и экстремальной зимовке. Тут-то он и задумывается о поездке в Таиланд.
В Таиланде наш герой любуется морем и закатами, со слезами на глазах съедает карри на обед (это вам не фуагра!), изнуряет себя тренировками, впервые за долгое время получая от спорта настоящее удовольствие, встречает открытых, искренних, интересных и разносторонних людей... и неожиданно понимает, что быть профессионалом — это не самое главное. Он развивается в других направлениях: становится более внимательным к себе и окружающим, смелым, щедрым, любящим, тренирует интуицию и силу воли, учится быть счастливым и дарить счастье близким. Он борется с самомнением, эгоизмом и закостенелостью ума (это когда ты уверен, что лучше других знаешь, что им нужно, судишь о местах, в которых не бывал и людях, которых не встречал, навешиваешь ярлыки и запрещаешь слова, например). В этом ему помогают спорт, йога, знакомство с новыми местами и людьми, книги, музыка и кино.
Со временем он понимает, что без работы невозможно быть счастливым. Безделье не приносит удовольствия — это знает любой, кто хотя бы раз испытал радость от результатов собственного труда и создания чего-то нового. Теперь наш дизайнер часами сидит за компьтером не ради похвалы и признания, а потому что видит смысл в том, что делает и любит свою работу. Вокруг него множество проторенных дорожек, но он понимает, что ни одна из них ему не подходит. Он протаптывает свою: старается наполнить жизнь любимыми делами и приносить пользу окружающим. Поиск своего пути — это самая увлекательная задача из всех, с которыми я сталкивалась, и которую решаю до сих пор.
Профессионалом быть хорошо, но недостаточно. И иногда даже не необходимо. Ставить профессиональный рост во главу угла ничем не лучше, чем стремиться к деньгам. И то, и другое — мнимые вершины. Нужно работать над собой, разбираться в своих желаниях, искать собственное счастье, а не следовать чужим идеалам. Даже если в ответ любимые и уважаемые люди поставят вам неутешительный диагноз :-)
Спасибо, Таня! Очень метко.
Отлично написано. Согласен во всем :)
You are not your job.
Браво! Но так и хочется сказать, как в старой притче: «И ты прав, и ты прав».
Всё так! :-)
Чепуха, я и сам жил в ЮВА несколько месяцев, и знаю множество дауншифтеров, и никто из них не вырос профессионально в IT индустрии. Можно сколько угодно рассуждать о пользе карри и солнца, но сравнить рост того, кто тратит 3 часа в день на работу, остальное время просиживая в асанах, купаясь, и раскатывая на байке по вечеринкам, и того, кто сидит 8 часов в рабочее время за одной работой, а потом приходит домой, и делает свои личные проекты оставшиеся 3-4 часа просто потому, что в мегаполисе больше особо и делать-то нечего? Не смешите. А о дисциплине я вообще молчу, никто из дауншифтеров не потянет проект «8 часов в день 5 дней в неделю 4 месяца подряд», никогда. Они способны только на мелкую работу, всё, что не займёт больше 40 часов. Удел «тайцев-программистов» — домашние странички компаний, мелкие игрушки, подработочки и шлифовочки. Фейсбук, Твиттер, Скайп — им не написать никогда. С дизайнерами абсолютно то же самое — «тайцы» годятся только на мелкую работу, в остальных случаях они либо безбожно затягивают проект, либо делают его некачественно.
Серегй Семенов, Вы так и не поняли о чем текст....
Текст о том, что «ему хочется расти профессионально, делать сложное простым, менять мир к лучшему», а вместо этого он перестаёт расти профессионально, забивает на всё и получает от жизни удовольствие, при этом отпуская колкости в сторону тех, кто остался работать и создавать продукты? Это я, по мнению автора, живу «чужими идеалами», вкалывая с утра до вечера, и развивая программы, разрабатывая неделями дизайны, которыми пользуется куча народу, потому, что не ем мангустины и не провожу праздный образ жизни. А он познаёт, видите ли, себя и развивается духовно... Чепуха, говорю я в ответ. Чужими идеалами я жил, пока не повзрослел, теперь эти идеалы — мои, это мой выбор. Это я хочу не сёрфить, сноубордить и кайтить месяцами по Азии, а писать программы и рисовать дизайны, и недели труда развивают меня гораздо больше, чем многочасовые лекции об энергетике любви, чакрах, и пути к себе. Что, собственно, и называют «тайландом головного мозга» — замену продуктивной деятельности её имитацией. Не хотите работать — пожалуйста, устройте себе отпуск, на год, на два, на десять, хоть на всю оставшуюся жизнь — никто не против. Когда мне надоест, я даже к вам присоединюсь. Просто не буду называть это духовным ростом, ибо дух растёт только в испытаниях.
Выглядит как разговоры о животных.
Поместили крыску в толпу, сделали крыске похолодней, дождиком замочили. Сразу для крыски стало все серое, тусклое, все вокруг злые. Она такая в ответ — зубами клац-клац, лапками цап-цап.
Сделали крыске потеплее, водички налили, пожрать дали — она такая сразу счастливая, о других крысках заботиться начала, книги, музыка, кино..
Хотелось бы конечно думать, что мы немного дальше крысок в развитии ушли. Способны, например, там где холодно, быть теплее к людям. Там ведь нужнее.
Или что, все позитивные крыски скучковались в Тайланде, а злые остались в Москве?))
Выглядит как те, которые не смогли найти в себе этой теплоты, сил улучшать мир, поехали на «дармовщинку» и теперь такие «я вот теперь тоже в позитивной кучке, такой вдохновленный тут» ;)
Для меня критерий простой — если человек связывает свое вдохновение и позитив с местом обитания (равно как и наоборот — связывает свою серость и негатив) — это и есть Таиланд головного мозга.
С точки зрения работодателя у меня есть масса доводов против. С точки зрения человеческого счастья — всё так. Главное — ощущать счастье. Если в Тайланде (или где-то еще) счастья ощущается больше, это верный выбор.
Таня, спасибо!
Очень интересно было узнать мнение от первого лица! :-) Для меня это вопрос не про Таиланд — я люблю зиму! — а про жизнь.
У меня лично паззл не совсем сложился. Давным-давно заметил, что «Дизайнер, стремящийся к профессиональному росту» — это примерно такой дизайнер, который делает лучший сайт для фитнес-клуба, но сам ходит только от фитнес-стула к фитнес-холодильнику. Или такой дизайнер, который вечно сидит в офисе, но создает общественные пространства, где хорошо гулять, встречаться с друзьями, пить кофе и наслаждаться жизнью.
В конечном итоге у такого дизайнера может получиться какая-нибудь Москва. Для кого он вообще работал?
А у испанских или итальянских бездельников получаются небольшие уютные деревушки, фотографии которых дизайнер смотрит в те минуты, когда силы покидают его, и руки опускаются.
В то же время, расслабленность и безделие — это неинтересный и тяжелый способ жить.
Как найти баланс между «физической» и «умственной» частями жизни? Между сфокусированной работой и общением с друзьями? Между «поработать» и «потренироваться»?
Когда между этими вариантами мы перестаем видеть противопоставление — это значит, что мы нашли ответ. Но у меня чаще противопоставление есть, и приходится решать задачку о приоритетах.
Напишу об этом тоже :-)
Сергей, вы путаете дауншифтеров (которые задолбались пахать как лошади, и готовы поступиться быстрым профессиональным ростом ради других благ) и просто меняющих свою дислокацию дизайнеров, которым надоел холод, пробки и ВВП. Таиланд тут ни при чём — что в Москве, что в Челябинске, что в Пхукете, если человек тратит три часа в день, то вряд ли он осилит крупный проект, если только он не отличный дизайнер, и за эти три часа не успевает наработать, как просто хороший хороший за восемь. А тратить время на вещи, несвязанные с работой можно и в России. Не работой единой.
Думаю Горбунов поступил совершенно глупо смешав совершенно разные термины и создав бессмысленный холливар на неправильном их понимании.
Дауншифтинг может быть и в Москве, как и творчество в других городах.
Если назвать всё своими именами (см. язык Токи Пона), то мысль становится очевидной и банальной.
Каждому своё. Что тут спорить? Кому-то нравится Масква, кому-то нравится Тай. И это здорово.
«Если молодой дизайнер задумывается о переезде в Таиланд, для меня это знак, что его слишком рано озаботил личный комфорт...»
Ключевые слова здесь: «молодой» и «рано». Как по мне, вы, Таня, можете себе позволить жить и работать где угодно, потому что вы уже сформировавшая и весьма прокачанная боевая дизайнерская единица. Однако, как показывает практика, самые частые «уездуны» на Гоа и в Таиланд — это ничего толком не достигшие фрилансеры, запилившие пару-тройку жирных заказов, и потому решившие что вот оно, всё, пришло признание, теперь они заслужили право работать из домика под пальмами. Как правило, в дальнейшем, они в лучшем случае возвращаются как только кончатся деньги, в худшем — продолжают там перебиваться средней паршивости заказиками, а нулевой профессиональный рост предпочитают заглушать тем самым сакральным «а зато у меня вид на пальмы из окна и свежие фрукты на завтрак, а вы там в душных офисах паритесь».
Вот об этом, как мне кажется, и говорил Артём. Когда целью становится форма, а не содержание, внешняя атрибутика успешности, а не становление профессионализма.
Вот такое вот моё ИМХО
Да, Таня, кажется, что это все-таки не про вас Артём писал.
Тайланд головного мозга. А на другом конце палки — самый опытный дизайнер на кладбище.
Валер, ну ты просто, как всегда, в точку попал.
«Искать собственное счастье, а не следовать чужим идеалам» звучит как чужой идеал :)
Это и есть чужой идеал, если приходит снаружи :-)